Сайт создан с целью популяризации тенниса и носит исключительно информационный характер

Бэкхенд в теннисе

Бэкхенд в теннисе – второй наиболее распространенный удар с отскока, который выполняется с «неудобной» для теннисиста стороны (для правши слева, для левши справа). В отличие от форхенда, в момент соприкосновения мяча с ракеткой вперед выходит тыльная сторона ладони игрока.

Бэкхенд в теннисе

Бэкхенд в теннисе: основы

Бэкхенд в теннисе, как правило, выполняется с линии или на выходе. Из-за того, что в данном случае доминирующая рука находится в заведомо слабом положении, этот удар считается более сложным в освоении, нежели форхенд. Он требует не только хорошей координации движений, но и мышечной силы, поэтому многие профессиональные игроки владеют данным элементом на довольно посредственном уровне. Неудивительно, что ряд теннисных стратегий направлен как раз на использование этого недостатка, поэтому представители элитного пула прикладывают немало усилий для того, чтобы прокачать свой бэкхенд.

Как и любой другой элемент игры в теннис, бэкхенд постепенно эволюционировал на протяжении минувшего века. Так, если в начале ХХ столетия его преимущественно выполняли при помощи восточного/континентального одноручного хвата, то со временем игроки начали переходить на двуручный бэкхенд. Пионерами в этой области стали австралийцы Вивиан Макграт и Джон Бромвич. В США одним из первых на двуручный бэкхенд перешел Майк Белкин, позже его примеру последовала легендарная Крис Эверт. В настоящее время подавляющее большинство представителей обоих туров отдает предпочтение именно двуручному бэкхенду как более надежному и экономному варианту, однако есть и исключения – например, Роджер Федерер (недавно завершил карьеру), Стефанос Циципас. Кстати, стоит отметить, что легендарное противостояние между Маэстро и Рафаэлем Надалем во многом строилось как раз на диаметрально противоположных подходах к выполнению бэкхенда, что делало его еще более зрелищным.

Одноручный бэкхенд в теннисе

Несмотря на то, что одноручный бэкхенд в теннисе сейчас не так распространен, как двуручный, он имеет ряд преимуществ, которые сложно переоценить.

Так, в частности, одноручный бэкхенд позволяет сильнее закручивать мяч, создавая острые углы и заставляя соперника больше двигаться в попытках достать его. Кроме того, с его помощью можно генерировать сложные проникающие удары и успешно принимать «низкие» мячи на высокой скорости.

Специалисты связывают это в первую очередь с феноменом мышечной памяти: дело в том, что одноручный бэкхенд имеет больше сходств с форхендом, нежели двуручный, что в свою очередь сказывается на скорости перемещения игрока по корту. Неудивительно, что ему нередко отдают предпочтение теннисисты, активно выходящие к сетке, и адепты serve-and-volley (здесь опять же можно вспомнить Роджера Федерера).

Использование одноручного бэкхенда, как правило, очень эффективно на грунте. Однако этот элемент требует большой мускульной силы и отточенной реакции, поскольку при его выполнении игрок встречает мяч перед корпусом, то есть не так глубоко, как в случае с двуручным бэкхендом. Кроме того, при обработке «высоких мячей» в данном случае важно владеть техникой выполнения резаных ударов, которая также требует определенных навыков.

Почему же одноручный бэкхенд постепенно утрачивает популярность? Причин несколько.

  • Первая – это уже упомянутый необходимый уровень физической подготовки. При неправильном выполнении удара страдают мышцы и связки, что со временем может привести к хроническим проблемам с локтями и запястьями;
  • Вторая – это техническая сложность. Дело в том, что одноручный удар слева, как правило, наносится из закрытой стойки с заступом ведущей ноги вперед, и по сравнению с двуручным более энергозатратен. Чтобы правильно встретить мяч, игроку в данном случае необходимо сделать дополнительные полшага, что ставит его в заведомо невыгодное положение на быстрых покрытиях, где обмены ударами могут вестись на очень высоких скоростях. Тем не менее, некоторые мастера ракетки нашли выход из ситуации, научившись выполнять одноручный удар слева из открытой стойки. Лучшие из лучших при этом имеют примерно одинаковый процент ошибок на всех типах кортовых покрытий (яркий пример – соотечественник Федерера, трехкратный чемпион турниров Большого шлема Стэн Вавринка).

В разное время одноручный бэкхенд использовали: Пит Сампрас, Густаво Куэртен, Жюстин Энен, Штеффи Граф, Амели Моресмо, Мартина Навратилова.

Одноручный бэкхенд в теннисе: эволюция техники выполнения

Несмотря на обилие техник, одноручный бэкхенд в теннисе выполняется тремя базовыми способами.

Первый – это резаный удар, или, как его нередко называют, слайс, главным популяризатором которого был один из величайших теннисистов прошлого Кен Розуолл. В женском туре его продолжали активно использовать вплоть до 1980-х, в частности, бэкхенд Штеффи Граф считался эталонным, в первую очередь на приеме «низких» мячей. Резаный удар с бэкхенда довольно прост в освоении, однако его использование на постоянной основе требует большого мастерства и концентрации. Мяч, как правило, встречается с полотном ракетки под углом в 45 градусов, причем при желании игрок может немного менять скорость снаряда в зависимости от того, в какой точке они соприкоснулись (например, «низкие» мячи удобнее принимать чуть сбоку). Особенность резаного удара с бэкхенда заключается в том, что при его качественном выполнении сопернику сложно предугадать направление мяча, а значит, у игрока есть возможность занять более выгодную позицию на корте. Великие мастера ракетки использовали резаный удар с одноручного бэкхенда как элемент блефа.

В сороковых годах прошлого века в моду вошел плоский удар с одноручного бэкхенда с намеком на верхнее вращение. Сам по себе он не являлся чем-то новым, однако, как и в случае с резаным ударом, не мог использоваться лишь от случая к случаю, поскольку являлся основой техники. Его популяризация позволила заметно увеличить скорость обмена ударами и их вариативность. Достаточно сказать, что в мужском туре и сейчас есть игроки, которые активно используют именно этот вариант бэкхенда (в частности, Стэн Вавринка, усложнивший его за счет усиленного верхнего вращения). Плоский удар с одноручного бэкхенда был частью технического арсенала Джона Макинроя и Пита Сампраса, превративших его в грозное оружие.

Третий вариант одноручного бэкхенда – удар с верхним вращением – активно развивал шведский теннисист Бьорн Борг, который впоследствии перешел на двуручный хват слева. Основной причиной его появления стало то, что все больше представителей обоих туров начали осваивать верхнее вращение, и тем, кто продолжал держаться одноручного варианта, стало сложнее противостоять им. Впоследствии это привело к тому, что удар слева с верхним вращением постепенно вытеснил популярные ранее варианты. В настоящее время его используют в первую очередь возрастные игроки. К примеру, удар с верхним вращением с одноручного бэкхенда Ришара Гаске считается эталонным, поскольку сочетает сложную траекторию, высокую скорость и элегантное завершение.

Стоит отметить, что именно третий вариант является едва ли не самым сложным и «неэкономным». Отчасти поэтому немногие теннисисты, продолжающие использовать одноручный бэкхенд, предпочитают комбинировать элементы всех трех типов. Те, кому это удалось, получают существенное преимущество на корте, поскольку даже самому опытному противнику бывает неясно, какой именно удар – резаный, плоский или с топ-спин – они собираются использовать.

Двуручный бэкхенд в теннисе

Двуручный бэкхенд в теннисе вышел на пик популярности в 70-х годах прошлого века и с тех пор не сдает своих позиций. Не в последнюю очередь это связано с постепенным «замедлением» кортов и параллельным усложнением техники, которая требует от игроков высокой степени контроля.

Двуручный бэкхенд в теннисе позволяет игрокам более стабильно действовать в защите и на приеме, в то время как одноручный менее надежен за счет использования мелкой моторики. С помощью первого варианта гораздо легче контролировать силу и направление удара, что особенно важно в топ-матчах, где игра идет на высоких скоростях и любая ошибка может оказаться фатальной.

Кроме того, в отличие от одноручного, двуручный бэкхенд в теннисе дает возможность удобно встречать «высокие» мячи. Вообще, при должном уровне владения этим элементом он практически неотличим от форхенда по эффективности (яркий пример – Новак Джокович, двуручный бэкхенд которого успел стать легендарным). Он позволяет сбалансировать правую и левую сторону, лишив противника наиболее очевидных козырей и заодно сэкономив силы, ведь выполнение двуручного бэкхенда не требует лишних движений, таких как заступ.

В наши дни юниоров, как правило, с самого начала обучают именно двуручному бэкхенду.

Бэкхенд в теннисе: примеры

Бэкхенд в теннисе – один из основополагающих технических элементов, поэтому нет ничего странного в том, что эксперты регулярно обновляют списки игроков, которые смогли довести его до абсолютного совершенства.

Так, общепризнанным мастером в данной области считается Дон Бадж, чья карьера пришлась на 30-40-е годы прошлого века. Его одноручный бэкхенд, с одной стороны, был очень мощным, а во-вторых, Бадж делал ставку на топ-спины, что было по тем временам настоящим новаторством. При этом он использовал восточный хват, в то время как другой мастер одноручного бэкхенда Кен Розуолл предпочитал континентальный, позволявший добиться большей точности попадания.

Один из величайших американских теннисистов всех времен Джек Крамер писал:

«Лучший бэкхенд был у Баджа. На втором месте идут Ковач, Розуолл и Коннорс, хотя бэкхенд Джимми – это, скорее, двуручный форхенд. Самый странный бэкхенд был, пожалуй, у Баджа Пэтти. Он был несильным, скорее, вишенка на торте его техники. Но на матч-пойнте он становился неожиданно хорошим и твердым. Пэтти вообще был чертовски классным игроком».

В числе теннисных универсалов, использовавших разнообразные вариации одноручного бэкхенда, были Стефан Эдберг, Иван Лендл и Джон Макинрой. Любопытно, что пришедшие им на смену Бьорн Борг, Матс Виландер и другие не до конца отказались от наработок предшественников, хотя и внесли в них немало нового. По мере роста популярности двуручного бэкхенда менялись и его главные критерии, в частности, скорость (к слову, рекордсменом здесь является аргентинец Давид Налбандян, чей удар с бэкхенда достигал отметки в 180 км/ч).

У женщин своим мастерством выполнения бэкхенда выделялась Жюстин Энен, о которой Джон Макинрой говорил:

«У Жюстин лучший бэкхенд в обоих турах. Это смертельное оружие, главная особенность которого заключается в его спонтанности, то в то же время он аккуратный и мощный. Дроп-шоты у нее и вовсе убойные».

Как и в мужском туре, в женском переход на двуручный бэкхенд происходил постепенно. Так, если одноручный удар слева был визитной карточкой Ганы Мандликовой и Мартины Навратиловой, Габриэлы Сабатини и Кончиты Мартинес, то на стыке тысячелетий признанным эталоном стал двуручный бэкхенд Серены Уильямс. Помимо нее, прекрасным двуручным бэкхендом могла похвастаться Мария Шарапова, Ли На и Ким Клейстерс. В настоящее время первые места в списке признанных мастеров бэкхенда занимают Виктория Азаренко, Петра Квитова и Елена Остапенко.