Сайт создан с целью популяризации тенниса и носит исключительно информационный характер

Женский теннис и соцсети: темная сторона

Общеизвестно, что многие топ-теннисисты активно ведут соцсети, предпочитая именно таким способом доносить важные новости до своих поклонников. Для кого-то это и вовсе стало способом самовыражения – например, Энди Маррей неоднократно комментировал выступления начинающих коллег из обоих туров, предлагая свои варианты прогнозов (так, именно он предсказал большое будущее Каролин Гарсия, которая в прошлом году выиграла Итоговый турнир WTA). Однако приходится признать, что в ряде случаев соцсети осложняют жизнь спортсменам, более того, некоторые и вовсе закрывают их, чтобы защитить себя и свою семью от негатива. Почему так происходит? Попробуем разобраться.

Женский теннис и соцсети: противостояние абьюзу

Женский теннис и соцсети: данные исследований и стратегия WTA

Социальные сети давно успели стать неотъемлемой частью профессионального спорта. Болельщики используют их для обсуждения выступлений игроков, журналисты – для публикации инсайдов, сами спортсмены – для связи с аудиторией, ведь нет более надежного способа привлечь новых поклонников, кроме как делиться с ними подробностями профессиональной и личной жизни. Так, к примеру, именно на своей странице в соцсетях Роджер Федерер объявил о завершении карьеры, и тот же способ использовала Мария Шарапова, чтобы сообщить о помолвке с Александром Гилксом.

Тем не менее, многие спортсмены жалуются на серьезное давление и онлайн-абьюз, которые с годами лишь возрастают. Так, в прошлом году Международная ассоциация легкоатлетических федераций предприняла отдельное расследование с целью выяснить, каким был общий тон онлайн-посланий, адресованных в Твиттере олимпийцам на Играх в Токио. В общей сложности было проанализировано свыше 240 тысяч сообщений, включавших более 23 тысяч изображений, в том числе GIF и видео.

Выяснилось, что 23 спортсмена из 161 подверглись адресным оскорблениям, причем 16 из них были женщинами. Именно спортсменки получили 87% всех угроз и оскорблений, а 63% от общего числа подобных посланий были адресованы цветным женщинам.

Наверное, подобные результаты вряд ли могут удивить теннисных болельщиков. Оскорбительные твиты и сообщения в директ успели стать для представительниц WTA обыденностью, причем как для малоизвестных, так и для титулованных. Например, экс-чемпионка US Open Слоан Стивенс после вылета с последнего мэйджора года в третьем круге вынесла на публичное обозрение часть оскорбительных посланий из директа, отметив:

«Этот вид ненависти очень изматывает, потому что ему не видно конца».

Доктор Эмма Кавана, представляющая университет Борнмута, описывает абьюз в социальных сетях как гендерно-ориентированный, подчеркивая, что от него страдают в первую очередь спортсменки. Так, например, она обратила внимание на реакцию интернет-пользователей на выступление Марии Шараповой на Уимблдоне 2015, где россиянка добралась до полуфинала, уступив Серене Уильямс. Несмотря на то, что она остановилась буквально в двух шагах от трофея, подавляющее большинство сообщений вообще никак не касалось ее действий на корте, тактических ошибок и упущенных возможностей. Проанализировав основной массив сообщений, доктор Кавана пришла к выводу, что они делились на три типа:

  1. Восхищение красотой и привлекательностью Марии;
  2. Угрозы физической или сексуальной расправы;
  3. Насмешки и эмоциональная агрессия, в основном направленные на громкие крики Шараповой на корте, а также выражение личной неприязни и даже ненависти к ней.

По словам исследовательницы, послания этих трех типов можно найти на страницах почти всех профессиональных теннисисток:

«Они касаются внешнего вида спортсменок, того, как они играют, их женственности, которая может быть либо выраженной, либо, по мнению пишущего, «отсутствовать». Конечно, в сети немало троллей и ботов, кроме того, существуют алгоритмы, которые позволяют беспрепятственно распространять хейт. Но что интересно – в отличие от подавляющего большинства популярных видов спорта, где присутствующая на матче публика может не сдерживаться, здесь основную волну комментариев обеспечивают как раз те, кто смотрит теннис онлайн. То есть на самом турнире может быть довольно спокойно, а вот в онлайне будет полыхать».

Очень часто онлайн-абьюз исходит от прогоревших беттеров, чьи ожидания не оправдала та или иная спортсменка, причем малоизвестные теннисистки страдают от подобных нападок даже чаще, чем представительницы элиты. Так, профессиональная экс-теннисистка Джулия Элбаба, чьим максимумом была 372-я строчка рейтинга WTA, признавалась:

«Самое ужасное из всего, что со мной случалось, произошло на турнире в Канаде, где я действительно неплохо шла по сетке. Это был 60-тысячник, и я пробилась в основу через квалификацию, после чего обыграла первую сеяную Михаэлу Бузэрнеску. С этого и начался негатив. Конечно, в основном ставили именно на нее, никто не ждал моей победы, я и сама не верила, что смогу победить. Ясно, что те, кто потратил деньги на пари и проиграл, были не рады, и тогда на меня посыпались сообщения: «Надеюсь, ты умрешь. Надеюсь, вся твоя семья умрет от рака». Это было ужасно. Я начала переживать за собственную безопасность».

Позже американке пришлось пережить еще более травмирующий опыт, когда разочарованный беттер начал оставлять ей сообщения с угрозами прямо на сайте турнира:

«Это испугало меня. В таких ситуациях начинаешь переживать за собственную жизнь. Ты же не знаешь, насколько на самом деле опасны эти люди, действительно ли они намерены причинить тебе вред. Ты никак не защищена. Я многократно путешествовала одна на ранних этапах карьеры, когда только перешла в профессионалы, и это действительно было очень страшно».

Позже Элбаба отмечала, что ITF и WTA немало сделали для того, чтобы поддержать игроков в подобных ситуациях, четко обозначив границы дозволенного. В частности, в официальном заявлении утверждалось, что приоритетом WTA номер один является безопасность игроков. В организации есть немало специалистов в области охраны и психологического здоровья, которые также сотрудничают с Tennis Integrity Unit, чтобы помогать игрокам справляться с последствиями онлайн-харрасмента. Представительницы WTA знают, что могут в любой момент проинформировать о своих опасениях по поводу тех или иных комментариев, изображений или сообщений в соцсетях. Организация предусмотрела все необходимые процедуры, чтобы обеспечить теннисисткам поддержку и помощь в решении подобных проблем.

Кэти Мартин, главный директор WTA по вопросам психологического здоровья и благополучия, является одним из главных экспертов в упомянутой области. По ее утверждениям, организация плотно сотрудничает с компанией по управлению рисками Theseus, которая оценивает полученные спортсменками сообщения с целью выяснить, представляют ли они реальную угрозу, и предлагает соответствующие рекомендации. Впрочем, этот метод нельзя назвать стопроцентно эффективным, ведь даже если выяснится, что спортсменке ничего не угрожает в реальности, агрессивные сообщения сами по себе способны вызывать серьезный стресс. Мартин и ее команда стараются помочь теннисисткам справиться и с этим тоже:

«Игроки – тоже люди, и если они будут эмоционально реагировать на подобные сообщения, последствия могут оказаться очень тревожными. Эмоциональная поддержка попросту необходима».

Джулия Элбаба в свою очередь добавляет, что ей очень не нравится видеть, как другие игроки выносят на всеобщее обозрение оскорбительные посты, запуская волну цитирования:

«Это самая большая ошибка, которую только можно сделать. Если абьюзер увидит, как над ним смеются или просто делают его гнев достоянием общественности, то может рассвирепеть еще больше. Лучше всего просто не открывать такие сообщения, а удалять их и стараться абстрагироваться».

Но если соцсети действительно настолько небезопасны для игроков, то вполне логично спросить, а почему же они несмотря ни на что продолжают ими пользоваться? Ответ лежит на поверхности – для многих, в особенности низкорейтинговых игроков, это отличная возможность заявить о себе. Например, на теннисистку может выйти спонсор с предложением заключить краткосрочный рекламный контракт, а дружелюбно настроенные фанаты – попросить о небольшой онлайн-конференции. В других условиях все это будет стоить дополнительных денег, соцсети же позволяют общаться с заинтересованными лицами напрямую.

В конечном итоге получается, что WTA может только дать полезный совет, поскольку окончательное решение остается за самой теннисисткой. Ведь помимо стандартных обвинений в непрофессионализме, которыми чаще всего сыплют проигравшие беттеры, им приходится сталкиваться с обсуждением своей внешности и веса – и это то, что почти не затрагивает их коллег-мужчин. Конечно, наиболее уязвимы для подобного рода посланий вчерашние юниорки, что подчеркивает и Кэти Мартин:

«Для нас очень важно достучаться до несовершеннолетних игроков, чтобы убедиться, что они поняли, какого рода услуги мы предлагаем, кто мы такие, и что мы готовы дать им независимое, безопасное и защищенное пространство. Я всегда стараюсь говорить с молодежью об их соцсетях, о том, как справляться с их влиянием, об их опыте. Его может быть немного, потому что они в самом начале пути, но следует понимать, что девочки в таком возрасте особенно уязвимы. Все это непросто, и я стараюсь быть реалисткой, чтобы не говорить им: «Уходите из своих соцсетей». Это не прокатит ни с одной спортсменкой нынешнего поколения, ведь они привыкли полагаться на соцсети как на инструмент медиаприсутствия и брендирования. Лучше сохранять возможность дискуссии, чтобы они понимали, что в случае необходимости им есть к кому обратиться и с кем поговорить».

Мартин полагает, что советы, которые ее организация дает игрокам, применимы не только для спортсменов, но и для любых тинейджеров. Соцсети открыты для публичных комментариев, поэтому нас должно в первую очередь интересовать мнение тех, кто важен для нас, тех, кто нас знает и беспокоится о нас, готов оказать поддержку в случае необходимости. У спортсменов все чуть иначе – они должны помнить о том, что не знают лично тех людей, которые им пишут, поэтому общественное мнение не должно играть для них ключевой роли:

«Да, слова ранят. Но мнения комментаторов никто не спрашивал. Вы же не остановитесь посреди улицы, чтобы крикнуть: «Что вы думаете о моем сегодняшнем луке?» То же касается и соцсетей. Поставьте людей в подобные условия, и они посмеются, ведь это на самом деле странно. Нужно ли считаться со всеми, кто комментирует вашу игру, выбор тренера, то и это? Речь об очень личных решениях, хотя игнорировать внешний шум бывает действительно сложно. Важно понимать, что общественное мнение не должно играть в их жизни решающую роль, пусть это и непросто. Я восхищаюсь теми, кто начал рано развивать свой талант, и теми, насколько умны и сообразительны некоторые из этих молодых женщин. Многие успели понять, как мало это связано с реальностью».

Доктор Кавана полагает, что наилучшим выходом из тупика в данном случае могло бы стать сотрудничество с владельцами соцсетей с целью повышения безопасности интернет-среды в целом. Существует множество способов фильтрации сообщений и защиты личного профиля, однако решающее слово здесь остается именно за теми, кто управляет и развивает соцсети, ведь именно они могли бы создать комплекс полезных тренингов – например, как оставаться в безопасном режиме онлайн, куда писать в случае необходимости, как реагировать на агрессию. Чтобы избежать трудностей и сэкономить время, многие топ-игроки не ведут свои страницы самостоятельно, делегируя это право специально нанятым людям, однако далеко не все могут позволить себе подобные траты.

Как сделать выгодную ставку на теннис в максимально безопасном режиме? Конечно, воспользоваться фрибетом от БК Пари на сумму в 1000 рублей при регистрации!

Ещё нет комментариев, можете написать свой и стать первым!

Другие новости

Соболенко предстоит большая работа Соболенко предстоит большая работа Теннисистки - о том, почему так трудно смириться с проигрышами Теннисистки – о трудностях принятия поражений Репутации ITIA нанесен удар ITIA рушит карьеры теннисистов? Ч.2
$$$