Великие теннисистки: Сюзанн Ленглен

Историки тенниса практически единодушны в том, что из множества выдающихся спортсменок, в разное время выходивших на корт и добивавшихся успеха, по крайней мере две оказали судьбоносное влияние на развитие тенниса в целом. В 70-х годах прошлого века с уст болельщиков не сходило имя Билли Джин Кинг, которая вывела женский теннис на принципиально новый уровень. Однако по-настоящему популярным его сделала другая теннисистка, в честь которой назван один из кортов Ролан Гаррос – великая француженка Сюзанн Ленглен.

Сюзанн Ленглен: первая королева тенниса

Сюзанн Ленглен: первая королева тенниса в истории

Сюзанн Ленглен родилась в 1899 году в весьма обеспеченной семье (ее дед удачно инвестировал в конку). Теннис был для нее не необходимостью, а скорее развлечением: девочка осваивала азы игры на Ривьере, куда ездила отдыхать с родными. Ее будущую судьбу во многом определило то, что вилла Ленгленов в Ницце располагалась неподалеку от местного клуба лаун-тенниса. Именно благодаря этому первым покрытием, с которым познакомилась Сюзанн, стала трава, а не более привычный для французских игроков грунт. Впоследствии полученные навыки помогли ей завоевать шесть трофеев Уимблдона, причем пять из них – подряд.

На профессиональное становление будущей теннисистки огромное влияние оказал ее отец Шарль. Именно он стал ее первым тренером и продолжал помогать дочери на протяжении всей карьеры. В частности, он признавался, что ориентиром для него были мужские тренеры, а не женские: благодаря такому подходу игра Сюзанн обрела агрессивные черты, нехарактерные для тогдашних теннисисток.

Шарль Ленглен смог договориться с владельцами клуба в Ницце о предоставлении Сюзанн возможности постоянно тренироваться на местных кортах, хотя раньше детям подобное не разрешалось. На этом этапе к тренировкам подключился Джозеф Негро, прививший девочке ряд технических навыков.

Свой первый турнир Сюзанн выиграла в 13 лет. Уровень ее игры быстро оценила французская публика, только начинавшая знакомство с теннисом. Впоследствии небывалому росту его популярности способствовали «четыре мушкетера» (Рене Лакост, Жан Боротра, Анри Коше и Жак Брюньон), завоевавшие в составе сборной Франции шесть Кубков Дэвиса. Тем не менее, трудно переоценить тот простой факт, что у истоков этого явления стояла юная девочка, которой даже пришлось на время забыть о выступлениях – началась Первая мировая война.

Годы войны семья Ленглен провела в Ницце, где было куда спокойнее, нежели на севере Франции. Там Сюзанн могла тренироваться, поэтому к тому времени, как соревнования возобновились, уже могла соперничать с самыми серьезными теннисистками.

В 1919 году Ленглен дебютировала на Уимблдоне, одержав итоговую победу – это достижение повторил Борис Беккер почти шестьдесят лет спустя. Триумф француженки вызвал небывалый интерес по обе стороны пролива, поскольку на пути к титулу она обыграла двух экс-чемпионок, став второй иностранкой, выигравшей Уимблдон (ранее подобное удавалось только американке Мэй Саттон в 1905 и 1907 годах).

Свой успех Сюзанн закрепила в следующем году, а затем последовательно выиграла еще три трофея Уимблдона. Розыгрыш 1924 года завершился для нее преждевременно из-за проблем со здоровьем, которые впоследствии развились в серьезное заболевание. Тем не менее, уже в следующем сезоне Ленглен вернулась, чтобы завоевать еще один титул Уимблдона.

В отличие от подавляющего большинства соотечественников, теннисистка всегда чувствовала себя более уверенно на траве, нежели на грунте. Тем не менее, после присвоения Открытому чемпионату Франции статуса международного она победила в двух розыгрышах подряд (1925 и 1926 годы соответственно). При этом на US Open ей не удалось добиться сопоставимых успехов, а в Открытом чемпионате Австралии она и вовсе не принимала участия.

Ленглен была одним из наиболее узнаваемых лиц 20-х, причем не только на родине, хотя ее влияние на рост популярности тенниса попросту невозможно переоценить. Дерзкий стиль теннисистки привлекал к ней взгляды как европейцев, так и американцев: Сюзанн неоднократно запечатлевали с сигарой, она не чуралась развлечений и охотно позировала для фотографий. Кроме того, ее игра и яркая личность оказали не последнее влияние на творчество Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и Клода Дебюсси (последний воплотил свою любовь к теннису в балете «Игры»).

Безраздельное доминирование Ленглен на Уимблдоне подошло к концу в 1926 году. Розыгрыш принес ей сплошные разочарования: не считая проигрыша в обоих разрядах, теннисистка настроила против себя местную публику, потребовав сдвинуть время проведения матча, чтобы успеть посетить врача. Приверженность к роскошному образу жизни привела ее в США, где Сюзанн провела ряд показательных матчей, после чего приняла решение сменить свой статус с любительского на профессиональный.

Последние годы Ленглен были непростыми. Она продолжала выступать и пробовала себя в роли тренера, однако путь на крупные любительские соревнования был закрыт. Материальные затруднения и прогрессирующее злокачественное малокровие окончательно подорвали ее силы: Сюзанн скончалась в 1938-м в возрасте всего 39 лет.

Автор публикации: Алексей Вороненко

Профессиональный журналист с пятилетним опытом работы, в том числе в спортивных СМИ. Сфера интересов - большой теннис.

другие публикации автора